Digital-стартапы региона:
на дистанцию вышли, что дальше?

ИТ-бизнес переживает нечто вроде бума: на рынок хлынул поток стартапов. Модная и востребованная «тема» к тому же активно поддерживается и частными инвесторами, и государством. Как стартаперу определиться на сложном и не всегда прозрачном рынке цифровых технологий? Спецпроект РБК Калининград призван сориентировать начинающих игроков IT-рынка, настроенных на выигрыш в гонке.
Спецпроект
Сколько вас, коллеги
Раздобыть хотя бы оценочные количественные данные по региональным digital-стартапам оказалось практически невозможным. С точки зрения экспертов, это закономерно: рынок «цифры» — живой, рисковый и выраженно лабильный.
В региональном минэке признают, что этот сектор трудно поддается оценке, поскольку начальный этап такого рода бизнеса не требует, как правило, ни организации технической базы, ни каких-либо значительных вложений.
Калининградская область уже не одно десятилетие поставляет российским и зарубежным заказчикам сервисные решения, мобильные приложения, игры. Традиционно сильны «игровики», разработчики продуктов виртуальной (VR) и дополненной (AR) реальности; на их уровень компетентности пытаются ориентироваться коллеги в сопредельных секторах.
Среди местных стартапов есть такие, кто прочно закрепился на рынке и постоянно находится на слуху: Bitrix, Ultimate Guitar, KODE.
Среди местных стартапов есть такие, кто прочно закрепился на рынке и постоянно находится на слуху: Bitrix, Ultimate Guitar, KODE.
Эксперты считают, что количество IT-стартапов в ближайшие годы будет расти с ускорением, поскольку цифровизация сегодня становится неотъемлемым элементом повестки дня.
Евгений Грабилин.
директор компании «Интел Трейд»
Наше государство закладывает в бюджет на развитие цифровой экономики значительные средства — в районе двух триллионов рублей в ближайшие пять лет. Это уже огромный рынок, а есть еще частный, коммерческий интерес. Кроме того, история приобрела статус национального проекта. Скоро только ленивый не будет делать цифровой стартап
Его компания занимается продвижением инновационных проектов. По его словам, кроме цифровых сервисов, игр и VR-приложений, региональные игроки развивают и направление блокчейна.
Плохого опыта не бывает
Накопление опыта в отрасли идет непрерывно и динамично. В интенсивном потоке калининградских IT-проектов среди новичков выделяются те, кто уже успел «обжечься», но извлек из этого положительный опыт.

Глеб Демчук вместе с партнерами двигает свой стартап Skillsbord.com, предоставляющий собой сервис найма сотрудников путем анализа их знаний и навыков. Платформа позволяет найти подходящих работников в кратчайшие сроки. Проект находится на ранней стадии запуска — тестируется позиционирование на американском и европейском рынке, идет разработка прототипа.

На данный момент все вкладываемые в проект средства — собственные. Инвестиции в развитие организаторы планируют привлечь из американских и европейских фондов или частных инвесторов.
Стаж Демчука на этом рынке превышает 7 лет. Опыт накопил, по его собственным словам, «самый разный» — в том числе и при запуске стартапов.
Глеб Демчук
Один из стартапов нам не удалось даже вывести на рынок, другой вывели, но не удалось раскрутить и заставить приносить деньги. Тогда нам просто не хватило бизнес-опыта
Запуская Skillsbord, они с партнерами предварительно продумали маркетинговую составляющую, исследовали рынок, подтвердили гипотезы по проблеме найма сотрудников и лишь после этого начали разработку продукта и приступили к поиску инвестиций.

По мнению Глеба Демчука, найти средства на поддержание стартапа вполне реально. А вот получить действительно квалифицированную экспертизу проекта удается далеко не всегда:

Глеб Демчук
Распространена ситуация, когда российский фонд или «ангел» готов дать деньги, но не экспертизу. Я считаю, что такие деньги могут даже навредить: молодым предпринимателям, скорее, важнее, если компетентный специалист делится с ними своим видением рынка и опытом, а не просто дает деньги и требует роста в своих интересах, а не интересах проекта
Такого же мнения придерживается и Дмитрий Литвинов, собственник и руководитель успешного калининградского стартапа Band.Link. Проект, предоставляющий маркетинговые инструменты продвижения музыкантам, запущен год назад, и к настоящему моменту клиентская база насчитывает уже около 6 тысяч артистов.

Запуску этого проекта предшествовали две неудачные инициативы, на которые его командой было потрачено три года интенсивной работы.

Дмитрий Литвинов
Те стартапы не удалось вывести на рынок, но они дали знания, навыки и связи. Это помогло нам кристаллизовать опыт и правильно распорядиться текущим стартапом
Тщательный анализ обоих «фальстартов», также ориентированных на музыкальную индустрию, в первом случае показал, что аудитория слишком мала и не готова платить за сервис. А во втором продукт оказался слишком сложным для музыкального рынка.
По мнению Литвинова, самая распространенная ошибка стартаперов состоит в недостаточной проработке идеи. Создатели проекта зачастую весьма приблизительно представляют себе количество потенциальных клиентов и их непосредственные нужды. Проект должен решать реально «болевую» проблему — только тогда он попадет в цель.
Лучше развиваться за свои деньги, убежден Литвинов. По его опыту, привлекать инвестиции имеет смысл лишь при необходимости срочного роста, а сами средства желательно получить из рук инвестора-эксперта:
Дмитрий Литвинов
Сейчас растет потребность в «умных» деньгах. При получении денег нужно ориентироваться на тех, кто сам разбирается в теме и понимает, зачем и для кого проект. Иначе инвестиции не имеют смысла
Государство направляет
В лакомую для стартаперов отрасль основательно вкладываются и государство, и частный бизнес. Если в стране это явление, по некоторым оценкам, приобретает масштабы национального проекта, то в Калининградской области — регионального.
Дмитрий Кусков
министр экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области
Это тот самый интеллектуальный продукт — одно из наиболее приоритетных направлений развития, которое мы для себя определили. Мы не имеем возможности размещать здесь много тяжелых производств, а IT-сфера из всех ресурсов требует прежде всего затрат интеллекта
Форм поддержки IT-бизнеса в области достаточно, форматы также различны.
Фонд «Центр поддержки предпринимательства Калининградской области», координируемый областным минэкономики, открыл бизнес-инкубатор с низкими арендными ставками для начинающих предпринимателей, где вполне реально снять офис за доступную плату.
Созданная при содействии министерства программа «Ты — предприниматель» нацелена на развитие молодежного предпринимательства в регионе: здесь предусмотрены бесплатные консультации, инфраструктурная поддержка, сопровождение и поддержка инициативной молодежи.
В регионе прорабатывается проект «Умный город», реализация которого потребует внедрения целого ряда IT-продуктов. Иными словами, в случае запуска проекта «Умный город» будет расширен госзаказ на IT-разработки, участие в котором смогут принять и местные разработчики.
С начала года правительством региона запущена программа релокации кадров, возможности которой позволяют компенсировать работодателям «подъемые» при привлечении в регион высококвалифицированных специалистов.
Один из амбициозных инфраструктурных проектов, разрабатываемых сегодня в регионе, — создание IT-деревни под Светлогорском.
Дмитрий Кусков
Проект включает строительство жилья, деловой, социальной и досуговой инфраструктуры — по сути, речь идет о создании отдельного микрогородка для этих специалистов. Это позволит решить сразу несколько задач: создание комфортных условий для жизни и работы IT-сообщества, продвижение региона в направлении digital и развитие территории как таковой
Государство, поддерживая стартапы, зачастую берет на себя задачи, непосредственно не связанные с развитием бизнеса в данной сфере. Здесь просматриваются более далекоидущие цели.
Одна из них ориентирована скорее на стратегическую перспективу — необходимость дать инициативной молодежи попробовать себя в так называемых новых профессиях.
Номенклатура видов занятости меняется на глазах, и молодое поколение в условиях «цифровой революции» уже не может опираться на опыт предыдущих поколений.
Средний возраст цифровых стартаперов в России — от 23 до 30 лет, в Европе — до 35 лет.
Средний возраст цифровых стартаперов в России — от 23 до 30 лет, в Европе — до 35 лет.
На помощь приходит государство, заинтересованное в скорейшем становлении digital-сферы, и предоставляет возможность попробовать себя в новой роли.
Глеб Демчук
Суммы, которые можно получить по программам от государства, могут помочь тем, кто начинает себя в этой деятельности. Это хороший способ попробовать свои силы в запуске бизнеса
Еще одна долгосрочная задача, решаемая господдержкой стартапов, — предотвратить «утечку мозгов», оставить на территории страны жизнеспособные деловые инициативы. В Калининградской области эту задачу отчасти решает закон об Особой экономической зоне.
В Калининградской области эту задачу отчасти решает закон об Особой экономической зоне.
По данным пресс-службы регионального правительства, в 2018 году в Единый реестр резидентов ОЭЗ был включен

71 инвестиционный проект
25
Относятся к сфере разработки
информационных технологий
331.1
млн рублей

Общий объем инвестиций, заявленных
в течение первых трех лет реализации
этих проектов
Численность рабочих мест — 1388
1307
Вновь созданных

В 2019 году к списку резидентов присоединился еще один ИТ-проект.
Статус резидента ОЭЗ в приложении к IT-бизнесу — это:
сокращение необходимых вложений в ОС до 1 млн рублей в течение 3 лет
страховые взносы с ФОТ наемных сотрудников 7,6% вместо 30,2%
налог на прибыль и имущество 0% в течение первых 6 лет с момента получения первой прибыли
следующие 6 лет — половина ставки от налогов
материалы и комплектующие без пошлин, налогов и квот
возврат пошлины в виде субсидий при вывозе продукции
Left
Right
Частный бизнес включен
Эксперты сходятся во мнении, что общая проблема региональных стартапов — недостаточное вовлечение «взрослого» частного бизнеса в процессы постановки задач и формирования заказа для молодых команд. По мнению Евгения Грабилина, регион испытывает нехватку собственных акселерационных программ для стартапов, ориентированных на инновации.
Не хватает и регионального венчурного фонда, а собственная экспертиза проектов практически отсутствует.
Для успешного развития регионального рынка digital и инноваций нужен понятный запрос от государства и частного сектора на разработку, на новый цифровой продукт, а также реальная возможность получить заказ, считает Грабилин.
Евгений Грабилин
Мы с партнерами выходим с инициативой учреждения Ассоциации креативных индустрий, на площадке которой хотим объединить инновации — в том числе IT — с музыкой, искусством, архитектурой, дизайном и т.д. Планируем привлечь к работе опытных местных экспертов и менторов и в первую очередь будем вести работу с молодым поколением
Движение в этом направлении начали и другие частные деловые площадки. Так, в партнерстве с РБК Калининград приступает к работе долгосрочный проект поддержки стартапов «Бизнес Баттл», предполагающий прямое шефство опытных бизнесменов над стартапами. Пять наставников из разных сфер деятельности, включая ИТ, доводят бизнес-идеи своих подопечных до стадии реализации.
Елена Волова
автор проекта
Все наставники — опытные бизнесмены, которые готовы и способны поделиться своим опытом. Дополнительно в проекте сформирован клуб инвесторов, которые в случае появления интересного им стартапа будут готовы инвестировать в него
Формированием бизнес-среды за счет предприимчивой молодежи озаботились и ориентированные на digital-сферу крупные частные структуры. В 2018 году был открыт акселератор для IT-стартапов MTS StartUp Hub. Акселератор работает с технологическими проектами, которые комплементарны бизнесу МТС.

Особенность MTS StartUp Hub состоит в том, что претендовать на поддержку могут лишь стартапы, уже разработавшие продукт и располагающие начальным пулом клиентов. При этом акселератор не берет долю в проекте в обмен на программу. На определенных стадиях развития проекта на помощь участникам приходят опытные менторы. Стартаперы получают возможность не только проверить жизнеспособность своего продукта, но и получить доступ к инфраструктуре МТС, а также к каналам продаж. Конечная цель — прямое партнерство с компанией-организатором либо продажа решений, в том числе и зарубежным партнерам МТС.

Анна Хлевтова
директор филиала МТС в Калининградской област
МТС заинтересованы в расширении продуктовой линейки, поиске новых бизнес-моделей за счет взаимовыгодного сотрудничества со стартапами. Мы убеждены, что такое взаимодействие — основной способ создавать конкурентоспособные продукты в высокотехнологичной сфере, для этого мы готовы предоставить стартапам прямой доступ к ресурсам и инфраструктуре корпорации. Попадая в наш акселератор, разработчики также решают свои задачи, получая МТС как клиента и инвестора, деньги на пилот, доступ к каналам продаж, отраслевой экспертизе и ресурсам нашей компании, а также возможность пройти интенсивное бизнес-обучение. В перспективе участники смогут масштабировать свой бизнес, став долгосрочными партнерами МТС
По ее словам, в рамках MTS StartUp Hub ведется поиск технологических проектов под задачи бизнеса.
Анна Хлевтова
директор филиала МТС в Калининградской област
Сегодня у нас несколько бизнес-заказчиков: это «МТС Банк», подразделение киберспорта и гейминга, а также департамент HR. Направления выбраны не случайно: перед запуском набора в компании провели анализ текущих задач по ключевым направлениям и выявили подразделения, где есть актуальные задачи для решения в сотрудничестве со стартапами